Полезные статьи        03 октября 2014        268         0

Защита заемщиков: кто может помочь при нарушении прав клиентов?

Защита заемщиков

В последние годы финансовый сектор стал более дружелюбным к гражданам, которые приходят за деньгами. Отчасти эта тенденция обусловлена высокой конкуренцией, которая подталкивает банки и МФО к выстраиванию долгосрочных отношений с клиентами. С другой стороны, и регулирующие органы не дремлют, уделяя много внимания защите заемщиков от недобросовестных кредиторов. И хотя злоупотребления все же встречаются, люди всегда могут обратиться за поддержкой. Эксперты портала Onlinekredit-Zayavka.ru выяснили, кто оказывает помощь должникам.

Права пользователей финуслуг

Опытные заемщики легко вспомнят, насколько отношение банков к клиентам раньше отличалось от нынешнего. Еще лет пять-семь назад организации вовсю взимали комиссии за услуги, которые должны предоставляться бесплатно (например, за открытие или ведение счета), или же навязывали страховку дружеской компании. Со временем такие нарушения были изжиты почти полностью, а защита прав заемщиков стала более эффективной.

А теперь мы расскажем подробнее, в чем заключаются основные права граждан, которые оформляют ссуду в банке:

  • Полное информирование об условиях займа. Банки обязаны сообщить клиенту обо всех ценовых параметрах, которые определяют итоговую переплату. Если в процессе погашения долга обнаружится комиссия, не упомянутая в договоре, можно смело требовать возврата удержанных средств (читайте статью «Суд с банком: что могут возместить заемщику?»).

  • Добровольность страховки. Обязательным является только имущественный полис, а личные и титульные риски, а также ответственность заемщика страхуются только по его желанию. Правда, надбавки, применяемые при отказе от «необязательных» страховок, считаются вполне законными.

  • Досрочный возврат средств без штрафов и мораториев. Заемщики могут рассчитываться полностью или частично, предупредив о своем намерении кредитора (не более чем за 30 дней) (читайте также «Могут ли банки брать комиссию за досрочное погашение кредита?»).

Также положения о правах и обязанностях заемщиков есть в кредитном договоре, однако нужно помнить про главенство закона, который отменяет пункты документа, не соответствующие правовой базе.

В секторе микрофинансовых услуг применяется менее жесткое регулирование, поскольку этот рынок относительно молод и совершенствование нормативной базы осуществляется по мере возникновения противоречий между интересами сторон. Тем не менее, клиенты также могут призвать заимодавцев к ответу, если сочтут свои права нарушенными.

Кто занимается защитой банковских заемщиков?

Сегодня защитой прав заемщиков занимаются самые разные структуры. У каждой есть своя сфера, поэтому при обращении не по адресу вам подскажут, к кому лучше направить свою жалобу. Итак, помощь клиентам оказывают:

  • Финансовый омбудсмен, или общественный примиритель. Он является независимым посредником, который призван искать компромисс между интересами клиента и банка.

    Чем поможет финансовый омбудсмен

  • Отдел по защите прав потребителей. В это ведомство обращаются при обнаружении скрытых комиссий, дополнительных условий, ухудшающих положение заемщика, и в других аналогичных ситуациях.

  • Правоохранительные органы (полиция, прокуратура). О такой поддержке приходится просить в случаях, когда банки или коллекторские агентства переходят черту при взыскании средств, прибегая к угрозам, запугиванию или другим незаконным методам. Кроме того, помощь правоохранителей будет нелишним, если кредит оказался мошенническим, а сам номинальный должник ничего не знал о наличии обязательства.

Обращения принимаются как в письменной форме, так и по телефону или через интернет. Отклик может последовать уже через пару недель (максимальный срок – 30 дней). Ведомство разберется с проблемой и подскажет человеку, как выйти из затруднительной финансовой ситуации.

Если соглашения с банком достичь не удалось, придется подавать иск в суд. Для многих вопросов о защите прав заемщиков предусмотрен претензионный порядок. Это означает, что сначала сам должник предпринимает попытки уладить дело миром. Результаты, если они оказались неудовлетворительными, будут приложены к исковому заявлению.

Источник: Onlinekredit-Zayavka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.