В настоящее время на рынке микрофинансирования в России процветают нелегальные игроки, которые строят свои предложения на принципах финансовых пирамид. Крупные легальные финансовые учреждения озабоченны этим и требуют от Центробанка ужесточить регулирование.
По своей сути, действия микрокредитных организаций носят ростовщический характер, но за последние годы этот бизнес широко развернулся. Сегодня микрофинансовые организации практически никто не контролирует, а отчетность сводится к ежеквартальным выпискам. Поэтому «серые» финансовые компании чувствуют себя на российском рынке очень хорошо, продолжая активно привлекать деньги граждан. Такая ситуация способствует образованию финансовых пирамид, а не поддерживает главную цель таких структур – предоставить населению и малому бизнесу доступ к кредитованию.
Два года назад был принят закон о деятельности микрофинансовых организаций. За это время рынок микрофинансов в России существенно вырос. По оценкам экспертов, совокупный объем микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов составляет 85 млрд рублей. За тот же период количество микрофинансовых организаций выросло в два раза и составляет 4100 (по реестру ФСФР).
Сегменты микрофинансового рынка
На отечественном рынке микрофинансирования можно выделить три сегмента. Первый сегмент – это организации, которые сотрудничают со средним и малым бизнесом. Такие структуры являются классическими микрофинансовыми организациями, предоставляющими небольшие ссуды предприятиям, которые не имеют доступа к банковскому кредитованию. Чаще всего это муниципальные или региональные фонды, получающие средства по программе МСП-банка. Они занимают примерно 50% отечественного рынка.
Второй сегмент – это микрофинансовые структуры, которые ориентированы на предоставление кредитов частным лицам. Они обслуживают граждан со скромными доходами или жителей небольших городов. Ставки у них выше, чем в банковских учреждениях. Например, МФО «Домашние деньги» предлагает займы по 168% годовых. Такие структуры занимают около 15% рынка.
Остальную часть составляет третий сегмент – организации, предлагающие взять деньги до зарплаты. Они предлагают населению займы, не превышающие несколько тысяч рублей, а проценты начисляют ежедневно (1-3%). Этот сегмент имеет опосредованное отношение к классическим микрофинансовым организациям, но получил наибольшую популярность. Именно эти компании резко увеличили свое количество за прошедший год. Зарегистрированные микрокредитные организации имеют клиентскую базу в размере 1,5 миллиона человек.
Значительная часть микрозаймов находится на «сером» рынке. Эксперты оценивают его объем в половину официального. Масштабы «серого» рынка очень велики. Оценить его можно по количеству уличных объявлений, которые развешивают компании, не зарегистрированные в реестре.
Источник: Onlinekredit-zayavka.ru